Места

Пражское сграффито

Часть первая
Ренессансная архитектура, возникшая в Чехии почти на столетие позже чем в Италии, изменила характер городов, внесла в них живописность и особую изысканность. Пожалуй, самым ярким проявлением итальянского ренессанса в Чехии стали сграффито - эффектные рисунки, украсившие фасады пражских дворцов и домов.
Ренессанс стал временем величайшей славы сграффито (итал. sgraffito - поцарапанный) - техники росписи, когда по влажному светлому верхнему слою штукатурки выцарапывается рисунок, обнажая нижний слой темной штукатурки (окрашенной измельченным углем или золой). Сграффито бывает, как цветным, так и однотонным. Иногда накладывается несколько слоев разных оттенков. Тогда изображение становится красочнее. Для работы над сграффито используют скребки и резцы специальных форм и размеров.
Итальянские архитекторы адаптировались к здешним условиям и широко применяли эту практичную технику монументального декора. Плоские фасады домов стали великолепными живописными "полотнами". Сграффито придавало выразительную рельефность и долго сохранялось на стенах.
В отличии от строгой, суровой готики, ренессанс утверждал красивую светскую жизнь. Дворяне и богатые бюргеры демонстрируя свои возможности и положение, стали соперничать в украшении своих домов и дворцов. Прага к счастью сохранила все разнообразие типов сграффито. Даже в тех небольших фрагментах, которые пробиваются из под толстого слоя штукатурки и ждут своего возвращения.
Простые геометрические формы сграффито: квадрат, круг, прямоугольник и их сочетания создавали иллюзию богатой каменной кладки. Самым распространенным украшением фасада во второй половине 16-го века стала форма прямоугольника, разделенного двумя диагоналями (как обратная сторона конверта). Своими гранями она создает идеальное впечатление рельефа на Шварценбергском дворце.
Сграффито использовали для иллюзии архитектурных элементов на фасадах домов. Иллюзорные аркады, колонны, пилястры, оконные проемы оптически разделяют и обогащают ренессансный экстерьер. Чтобы оживить фасад, на иллюзорных окнах изображали цветы, выглядывающие мужские и женские фигуры. А настоящие окна получали вымышленные декоративные рамки, треугольные фронтоны, стилизованные картуши и другие украшения.
Впечатляет великолепие растительного декора - сплошной ковер из тонких линий, с распускающимися нежными отростками (акантовый завиток), растительные усики, листья дуба, виноградной лозы. Орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева (пальметта). Орнамент в виде скрученной ленты-спирали (рольверк).
Фасады мещанских домов заполняются широколиственными растениями в сочетании с вазами, рогами изобилия, раковинами, декоративными лентами, медальонами. Наполняются предметами с символическим смыслом: Рог изобилия - Изобилие; Орел, Воинские доспехи - Мужество; Сова - Мудрость; Павлин - Бессмертие; Бык - Непобедимость или Жертвенность (в зависимости от контекста). Над окнами Мартиницкого дворца изображен старинный декоративный элемент - Букраний (череп быка) – аллегория бренности.
В последней четверти XVI века, композиции растительного сграффито сочетаются с впечатляющим декоративным элементом - гротеск. Гротеск - орнамент, в котором причудливо переплетаются растения, животные, фантастические существа, маски, бурлескные персонажи. Прототипом этого орнамента послужили сохранившиеся фрагменты античных росписей. Композиции гротеска часто симметричны относительно оси и построены по принципу канделябра.
Это характерное нагромождение античных, итальянских орнаментов и вьющихся растений завораживает. Стоит внимательно рассмотреть фасад Мячовны, чтобы найти там удивительные фигуры рождающихся из растений полу-людей и полу-животных, ангелов и чудовищ. Композиции с мотивами фантастических машин, механизмов и управляющих ими диковинных существ. Эта вершина мастерства и фантазии - наглядное влияние голландского ренессанса.
Во время правления Рудольфа II на фасадах домов бюргеров появляются изображения экзотических животных: страуса, верблюда, павлина. Зооморфные мотивы были напоминанием о великолепии посланников турецкого султана, посетивших императорский двор в 16 веке и об увлечении самого Рудольфа II необычной экзотической фауной.
Декоративные мотивы, выполненные в сграффито, давали возможность не только украсить дворец, замок, дом, но и закодировать определенное послание владельца: геральдику, символику гильдий с атрибутами профессии, предпочтения, любовь, преклонение перед чем-то или кем-то.
Фигурное сграффито, его жанры и сюжеты изображений во второй части "Пражское сграффито 2".
Если Вам понравилась статья, то Вы можете поделиться ею со своими друзьями.