Объекты

Пражские окна

Часть 1
Окна Эти огромные глазницы на лице - фасаде дома. Помню на Малой Стране после наводнения 2002 года, в домах вытащили рамы, отключили электричество и в этом было что-то ужасное - окна будто кричали от страха и боли. Как открытые рты, искаженные ужасом. Еще долго черные оконные проемы оставались концептуальным памятником пережитой трагедии! Окна могут пугать, но умеют и восхищать. Окно не просто проем в стене пропускающий свет и воздух - это один из основных выразительных элементов любого здания.
Многообразие, индивидуальность окон тесно связаны с развитием архитектуры в целом. А архитектура окон определяется климатом, характером эпохи, образом жизни. Прага предлагает такое разнообразие красивых окон, что по ним можно легко проследить развитие разных стилей: их характерные черты, формы, размеры, пропорции, декор и материалы.
Романский стиль. Окна, в этом самом старом стилевом направление западноевропейского искусства 11-12 веков, возвращают к истории Средневековой Европы. Набеги, сражения, завоевания, осады - отсюда толстые массивные стены, многочисленные высокие башни, а в них - узкие щели - окна-бойницы для ведения огня из укрытия. Самыми характерными были: узкие прямоугольные бойницы, замочные - напоминающую замочную скважину, и крестовые.
Так же, как крепости, строились замки, соборы и монастыри - маленькие по размеру окна, начинались высоко от земли, прорезанные в массивных стенах. Они служили не только для освещения помещений, но и как бойницы. В романских окнах отсутствует переплет, именно поэтому их делали маленькими и закрывали от холода ставнями или шторами. Застеклять их начали только с XIII века, утолщенными посередине стеклами, круглой или ромбовидной формы.
Большая часть романских окон представляла собой простые проемы четырехугольной формы, как, например, окно на Черной башне крепостных укреплений Града. Очень популярной была более сложная арочная форма - как окна монастыря Св. Анежки.
Вариант арочного окна бифорий - окно разделенное колонкой или столбиком на две части. Их можно увидеть на боковых стенах базилики св. Георгия (Йиржи). Прекрасные, светящиеся изнутри аркады со сдвоенными окнами.
Трифорий - окно разделенное колонками или столбиками на три части. Яркий образец - cеверная и южная башни базилики Св. Георгия. (Йиржи) Фонари романских ротонд Св. Мартина, Св. Креста.
На смену романскому стилю пришла готика с ее соборами небывалой высоты, башнями, устремленными ввысь острыми шпилями. Новая конструкция сводов сделала возможным использование окон любого размера.
А то, что в Средние века не умели изготавливать большие листы стекла, привело к гениальному изобретению витражей. Вставленные в свинцовую оправу и прикрепленными к решётке проёма, небольшие куски стекла сделали из готических окон произведения искусства. Все этапы развития готики представлены в богатой архитектуре Праги. * окна стрельчатой готики XII века - вытянутые, огромные, устремленные ввысь окна с витражными стеклами создавали особый эффект «Божьего света».
* лучистая готика XIII век - излюбленный элемент готической архитектуры - круглое витражное окно-роза. Круглое окно с расходящимся от центра узором в форме солнечных лучей. В честь этого орнамента архитектуру XIII века, называют "лучистая" готика. Окна-роза - символ мироздания, украшали фасады главного входа и светом красных, синих и фиолетовых цветов, льющихся сквозь разноцветные витражи, освещали собор.
* пламенеющая XV век - готические окна становились все богаче и изысканнее. Их орнамент усложнялся, становился более динамичным, напоминал языки пламени, отчего готику этого периода принято называть "пламенеющей".
Продолжает варьироваться и форма готического оконного проема. Для зрительного увеличения высоты, над оконным проемом, используют остроконечный треугольный щипец (носящим название Ви́мперг).
При модернизациях домов, первое, что менялось, были окна. Их увеличивали, пробивали не симметрично, на разной высоте, что сегодня придает им особую прелесть.
Если Вам понравилась статья, то Вы можете поделиться ею со своими друзьями.