Места

Пражские окна

Часть 2 - Ренессанс
Ренессанс, пришедший на смену готике, возродил интерес к античному наследию. Общим признаком архитектуры стиля стали симметрия, пропорции и порядок составных частей.
Ранний Ренессанс, существуя параллельно с готикой, вносит изменения прежде всего в архитектуру окна. Стремящиеся вверх готические окна сменили широкие, прямоугольные окна, соразмерные человеку. Красиво украшенные ренессансные окна не приспособлены для обороны. Зарождающийся стиль впервые проявился на фасаде Владиславского зала Пражского Града мощными сдвоенными окнами, обрамленными пилястрами с общим наличником.
На гладких фасадах пражских дворцов Ренессанса расположились равномерные четкие ряды одинаковых громадных окон. Череда окон своей симметрией и соразмерностью придает фасаду определенный ритм, а выразительный пояс карнизов делит здание на этажи. В каждом отдельном ряду окна одинаковой формы, но отличаются от окон верхнего, предназначенного для слуг, и нижнего - хозяйственного - этажа. Нижние узкие прямоугольные окна защищены решетками. В старых дворцах окна размещали таким образом, чтобы извне нельзя было видеть, что происходит внутри. Большие парные окна помещений, занятых самими владельцами, были обращены во внутренний двор, а наружный фасад часто оставался величественно прост.
В Праге, как и во всей северной Европе, климат требует крыш с крутыми скатами, и на них появляются мансардные окна. Большую популярной в эпоху Возрождения получила люкарна - окно, похожее на домик, которое украшает и продолжает фасад дома. Слуховые окна находят место и в декорированных щитах, украшающих крыши Тынской школы и Новоместской ратуши.
Оконные наличники приобретают вид рам из камня. Окно утоплено в нише и изолированно от плоскости стены. В светских зданиях окна имеют прямоугольные наличники, которые постепенно усложняются. Мещанские дома гордились своими знаменитыми ренессансными окнами, украшенными колонками, фризами со сложными орнаментами. И решетками - настоящими шедеврами кузнечного искусства.
Именно в эпоху Ренессанса началось активное использование оконного стекла, как во дворцах так и в мещанских домах. Впервые появились окна с крестообразным переплетом, который облегчал застекление. В начале, продолжали использовать кусочки стекла, вставленные в тонкую свинцовую оправу. Но окрашенного в легкие тона, чтобы не ослаблять освещение. Часто с рисунком или геральдическим щитом в центре. Позже, стекла в окнах становятся прозрачными, появляется листовое стекло.
Появляются окна еще более сложной формы: арочные, охваченные наличником в виде прямоугольной рамки, и окна, соединяющие несколько проемов. Двойные - бифоры и трифоры - тройные окна. Трифоры используются реже, только в бо́льших по размерам и общественной значительности зданиях. Для украшения и поддержания симметрии фасада используются иллюзорные окна.
Пространство между окнами украшали сграффито с изображениями каменной кладки, растений и фигур. Между окнами сохранились железные флагштоки; по углам — фонари. В флагштоки днем вставляли флаги, а ночью - факелы. Каждый вечер, когда садится солнце и зажигаются фонари, прекрасные пражские окна оживают, напоминая о прошлом города.
Если Вам понравилась статья, то Вы можете поделиться ею со своими друзьями.